Что такое регенерация сажевого фильтра?

Может ли фильтр очиститься сам или ему нужна помощь? Сегодня разберемся в том, что такое регенерация сажевого фильтра и какая она бывает!

В прошлой статье мы познакомились с устройством сажевого фильтра и его назначением. Теперь подробнее рассмотрим одну из важных функций фильтра – регенерацию.

Как работает фильтр?

Работа DPF заключается в фильтрации и хранении сажи, возникающей при работе дизельного двигателя. Что делает фильтр, когда в нем накапливается много сажи? DPF сжигает ее при высоких температурах, оставляя лишь немного золы. Этот процесс и называют регенерацией.

Регенерация сжигает излишки сажи в фильтре, уменьшая вредные выбросы выхлопных газов и помогает предотвратить черные клубы дыма, которые иногда можно увидеть от старых дизельных автомобилей, когда они ускоряются. Есть два типа регенерации – активная и пассивная.

Что такое пассивная регенерация сажевого фильтра?

Пассивная регенерация происходит во время движения автомобиля под воздействием температуры выхлопных газов. Но не все так просто: температура нужна довольно высокая, а двигаться придется продолжительное время.

Чтобы быть уверенным в том, что пассивная регенерация периодически происходит, а она должна происходить 2-3 раза в интервале замены моторного масла, рекомендуется ездить по автомагистрали минимум 30-45 минут со скоростью не менее 80 км/ч. Рассмотрим условия регенерации чуть подробнее.

Когда фильтр достаточно загрязнен, электронный блок управления получает сигнал и предупреждает владельца автомобиля о необходимости очистки.

Автомобиль может самостоятельно очистить DPF только при определенных условиях:

  1. Высокая температура отработавших газов (от 500 градусов).
  2. Работа двигателя с максимальной нагрузкой: 3000 оборотов в минуту на третьей передаче.
  3. Если количество топлива в баке меньше четверти, регенерация не запустится. Желательно, чтобы бак был на ½ полон, а датчик уровня топлива был исправен.

Что такое активная регенерация сажевого фильтра?

Активная регенерация работает путем впрыска дополнительного топлива, чтобы повысить температуру выхлопных газов и сжечь сажу в сажевом фильтре. Производится как правило при помощи диагностического оборудования, запускающего процесс.

В зависимости от автомобиля и конструкции фильтра, принцип запуска активной регенерации может быть разным. Очисткой управляют расходомер воздуха, датчики температуры отработавших газов, установленные до и после фильтра, а также датчик перепада давления в сажевом фильтре.

Полагаясь на сигналы датчиков электронный блок управления («мозги») подает сигнал для дополнительного впрыска топлива в камеру сгорания, частично ограничивает подачу воздуха и прекращает рециркуляцию выхлопных газов. Эти условия поднимают температуру выхлопных газов, что должно помочь удалить сажу из фильтра.

Что мешает фильтру очиститься самостоятельно?

Что может помешать процессу пассивной регенерации? Самое простое – езда в городе: короткие расстояния, небольшая скорость, пробки. При такой эксплуатации процесс регенерации будет прерываться, что в последствии приведет к полному засорению фильтрующего элемента.

Также сажевые фильтры довольно чувствительны к качеству моторного масла и топлива.

При неудачных попытках регенерации или неисправности датчиков, дополнительное топливо для прожига фильтра может отправиться в масло. Это можно заметить по качеству масла и его уровню, за чем периодически лучше следить, особенно если автомобиль «пробежал» уже более 100 тыс. км. Незавершенная регенерация будет возобновляться снова и снова, пока не завершится качественно.

Что произойдет с автомобилем, если забыть про грязный «сажевик»?

С помощью сигналов на приборной панели автомобиль предупреждает владельца о том, что фильтр забился. Если регенерация не происходит долгое время, система переведет автомобиль в аварийный режим и ограничит некоторые из его функций.

Так, автомобиль с забитым фильтром дает о себе знать в первую очередь тем, что теряет нормальные тягово-динамические характеристики («не едет»). Двигатель может работать с заметными перебоями. Активируется аварийное состояние электронной системы управления. Уровень масла в двигателе начнет увеличиваться. В итоге это все может привести к тому, что мотор «застучит».

Как бороться с «сажевиками»: удалить или очистить? Что нам предложат станции и автолюбители? Об этом в следующей части!