Что такое сажевый фильтр и что он делает в моем автомобиле?

«Сажевик» – самый популярный фильтр среди всех присутствующих в автомобиле. Гугл разрывается от запросов об очистке, прожиге или удалении сажевого фильтра, посоревноваться с которым может, пожалуй, только катализатор. Разберемся, что это за фильтр и зачем он нужен!

Впервые о сажевом фильтре задумались в 1970-х. Количество автомобилей и их доступность значительно увеличились, как и количество выхлопных газов в атмосфере, поэтому пришло время подумать о том, как они влияют на здоровье людей. Вдыхать канцерогенные твердые частицы – не самое полезное занятие, так ведь?

До 1987 года нормы выбросов дизельных двигателей средней и большой мощности никак не регулировались, но первыми на тропу ограничений вышли США, установив норму выбросов для грузовых автомобилей на уровне 0,60 г/л.с. в час. Затем ограничения начали вводить и в других странах. Например, европейский вариант Евро-1, Евро-2 и т.д. В 2000 году, предвидя будущие более жесткие нормы Евро-5, PSA Peugeot Citroën стала первой компанией, которая сделала фильтры стандартными для легковых автомобилей.

Что такое сажевый фильтр?

Дизельный сажевый фильтр (DPF, FAP, RPF) – это керамический фильтр, который имеет тысячи крошечных каналов или отверстий в форме сот, задерживающих сажу на стенках каналов и предотвращающих выход твердых частиц (размером до 1 микрона) из выхлопной трубы в атмосферу.

Как он устроен и где находится?

Фильтр, в зависимости от устройства, может располагаться за каталитическим нейтрализатором или представлять собой объединенные фильтр и катализатор (сажевый фильтр с каталитическим покрытием), который находится непосредственно за выпускным коллектором.

«Сажевик» состоит из двух частей – самого фильтрующего элемента и корпуса, в который он заключен. Фильтрующий элемент может быть разным по составу: кордиерит, карбид кремния, керамическое волокно, металлическое волокно и даже бумага (бумажные фильтры одноразовые и могут использоваться на маленьких погрузчиках, работающих в помещении).

Как работает фильтр?

Сажевый фильтр работает в двух «режимах»: фильтрация и регенерация сажи. Во время фильтрации фильтр захватывает частицы сажи, и они оседают на стенках фильтрующего элемента. Когда твердых частиц в фильтре становится слишком много, они начинают препятствовать свободному выходу выхлопных газов, что приводит к снижению мощности двигателя из-за создающегося давления. Именно поэтому фильтру нужна очистка – регенерация. Когда фильтр забивается сажей, на приборной панели загорается предупреждающий световой сигнал (ошибка).

Что произойдет, если проигнорировать ошибку?

Длительные поездки с нагрузкой на двигатель и создание оптимальной температуры выхлопных газов для сгорания сажи в фильтре – лекарство от ошибки, которое, правда, далеко не всегда работает.

Если очистка не происходит, и ошибка все еще горит, автомобиль перейдет в аварийный режим, чтобы предотвратить дальнейшее повреждение двигателя.

Как ухаживать за фильтром?

Всегда необходимо использовать подходящее для автомобиля масло, потому что некоторые масла содержат присадки, блокирующие сажевые фильтры. На контроль стоит взять качество топлива и его уровень в баке. Частая эксплуатация автомобиля при минимальном уровне топлива может повредить «сажевик» из-за того, что не будет происходить регенерация в целях экономии топлива.

Важно помнить, что сажевый фильтр рассчитан как правило на 120.000 км пробега, поэтому, как ни старайся, особенно в городском цикле, проблемы он принесет все равно. Какие они бывают и как с ними бороться, рассмотрим в следующих частях нашей «сажевой» теории!